Минимальный жизнеспособный продукт (MVP) зачастую рассматривается как подобие реального продукта, его минимизированная версия, лишенная некоторых функций и настроек пользовательского интерфейса, но, на самом деле, MVP стоит воспринимать как инструмент для проверки основной идеи разрабатываемого вами проекта. Вопреки тому, что название MVP говорит о том, что рассматриваемый нами объект должен быть, как продуктом, так и жизнеспособным проектом, индустрия программного обеспечения показала, что это не всегда происходит именно так.

Фактически, MVP вовсе не обязательно должен быть продуктом. Это может быть электронное письмо, группа на Facebook, сервис или группа процессов, выполняемых вручную.

MVP предназначен для того, чтобы провести оценку бизнес-рисков, оценить привлекательность вашего продукта, собрать отзывы пользователей, необходимые для дальнейшей разработки продукта и узнать, готовы ли люди платить за него (реальными деньгами или степенью лояльность), или же ваша идея коммерчески нежизнеспособна. 

Далее представлен список из 10 видов MVP, подкрепленный примерами успешного их использования известными компаниями. Несмотря на то, что в примерах говорится о новых продуктах, эти методы можно также использовать для тестирования новых функций в уже существующих проектах.

Консьерж MVP (Concierge MVP)

Консьерж MVP может стать хорошим началом в том случае, если вы уже достаточно хорошо понимаете потребности вашего бизнеса и четко представляете, что являет собой ваш продукт, но у вас еще недостаточно ресурсов (времени и денег) для его разработки.

Используя консьерж MVP, вы можете проверить идею своего продукта, оказывая услуги небольшой группе его первых пользователей (необязательно бесплатно), предоставляя им сервис из первых рук, взамен собирая их отзывы и впечатления.

Хотя этот процесс и требует участия специалистов по продукту, в том числе его основателей, он может сэкономить вам достаточное количество средств на разработке самого продукта, и что наиболее важно, он дает возможность продукт-менеджерам лучше понять своих потенциальных пользователей: каковы их проблемы, мотивации их действий и насколько обоснованы их ожидания от проекта.

Food on the Table, который начинался с доставки еды

Food on the Table начиналось как мобильное приложение, которое собирало пищевые предпочтения своих пользователей, а затем предлагало им рецепты и список супермаркетов, где можно было приобрести ингредиенты к ним по наилучшей цене.

Этот «небольшой» продукт требовал серьезной работы: разработки самого приложения, логики, интеграции с магазинами и многое другое, поэтому основатели начали свою работу с консьержа MVP. Они отобрали несколько клиентов и лично посещали их раз в неделю, чтобы собрать информацию об их предпочтениях в еде. Затем они вручную создавали рецепты, покупали необходимые продукты и лично доставляли их пользователям. Со временем, количество клиентов росло, и росла нагрузка на фунционал: внедрялись онлайн-платежи, электронные рассылки рецептов, интеграция со списками магазинов и многое другое.

Этот пример демонстрирует, как ценность продукта может быть понята и оценена задолго до того, как появится сам продукт. Этот MVP изначально был предложен пользователям в виде VIP-сервиса, и основатели брали плату с первого дня использования услуги, что, в свою очередь, продемонстрировало востребованность продукта на рынке.

MVP Yipit был разработан за 3 дня

Yipit начинался как агрегатор, который собирал и хранил результаты бизнес-сделок на ежедневной основе. Создание базы данных сделок требовало разработки сложных поисковых систем и алгоритмов, поэтому основатели решили пропустить техническую часть и сделать все вручную. Вместо разработки поисковых ботов, соучредители поднимались в три часа ночи, чтобы найти привлекательные сделки и вручную вбить их в базу данных. 

Дроблённый MVP (Piecemeal MVP)

Дроблённый MVP построен из уже существующих компонентов, взятых из нескольких источников, но объединенных для создания основы продукта.

В современном мире достаточно легко создать новый продукт, соединив вместе несколько инструментов, таких как чат, работа с файлами, онлайн-формы регистрации, обмен фотографиями и пр. Используя этот метод, вы можете продемонстрировать основную идею и ценность продукта, не тратя при этом ресурсы на его разработку. 

Groupon начинался как WordPress блог

MVP Groupon был создан на основе блога WordPress, поскольку его основатели не ожидали получить какую-либо прибыль от своего проекта. Ежедневно на их сайте публиковались предложения в виде простых сообщений в блоге с соответствующими деталями по каждой сделке. Купоны для сделок создавались вручную в PDF-файлах (с использованием FileMaker) и отправлялись клиентам по электронной почте. Если вначале Groupon сосредотачивался только на продвижении блога и своего продукта без вовлечения каких-либо технологий, то, как только основатели почувствовали, что их идея по-настоящему востребована на рынке, они тут же начали работать над разработкой технологий. 

Product Hunt начинался как электронная рассылка

Концепция MVP Product Hunt была проста: создать сообщество, где люди могли бы обсуждать новые и интересные продукты. Чтобы проверить, что такое сообщество нужно, Райан Гувер использовал соцсеть, где он организовал собственную группу. После того, как Райан набрал 150 подписчиков, он начал публиковать рекомендации по продуктам от мировых бизнес-лидеров, в том числе стартаперов, венчурных инвесторов и блогеров.

AngelList начинался как знакомство по Email

AngelList — это платформа, объединяющая стартапы и потенциальных инвесторов. MVP AngelList включал в себя знакомство учредителей и инвесторов по электронной почте и, являясь услугой, не требовал какой-либо разработки вообще. Как только стало понятно, что идея востребована, команда проекта начала разработку платформы. 

“Волшебник страны Оз” (Wizard of Oz MVP)

“Волшебник страны Оз” MVP очень похож на дроблённый MVP, который мы рассмотрели ранее, за исключением того, что пользователи не знают, что представляемый им продукт, на самом деле, еще не готов.

Этот тип MVP обычно требует предварительной разработки, по крайней мере, на уровне интерфейса, чтобы пользователи могли взаимодействовать с ним, будучи уверенными, что это уже зарекомендовавший себя продукт. В то время, как пользовательский опыт должен быть близок к реальному, остальное может быть доработано вручную (например, методом консьерж MVP) или с помощью набора доступных инструментов (дроблённый MVP), но делается это втайне от пользователя. 

Zappos начал продавать обувь, не имея ее в наличии 

Ник Суинмурн хотел понять, будут ли люди покупать обувь в его интернет-магазине, при этом он не собирался вкладывать деньги в непроверенную бизнес-идею, покупая обувь и храня ее на складе. Ник нашел простое решение. Он фотографировал обувь в различных магазинах и выкладывал фотографии на сайте Zappos. Когда кто-то покупал пару обуви онлайн, Ник покупал такую же пару в магазине и отправлял покупателям по почте. В то время, как веб-сайт Zappos создавал полное впечатление интернет-магазина, на самом деле, он таким не являлся и, соотвественно, не требовал каких-либо технологий.

Amazon начался с продажи книг

Amazon.com начался как книжный онлайн-магазин. Как и в случае с Zappos, Amazon не держал книг на складе. Когда кто-то заказывал определенную книгу, ее покупали у дистрибьютора и отправляли покупателю. Amazon сосредоточился на книгах, потому что их относительно легко купить, отправить, и покупатели не рассматривали деньги, потраченные ими на книги, как большое вложение. 

Aardvark поисковая система, управляемая людьми

Aardvark (в настоящее время известная как Google) позволял своим пользователям задавать вопросы, зачастую субъективные, и получать на них ответы. Aardvark тестировал свой продукт с помощью нескольких MVP без внедрения каких-либо алгоритмов. В то время, как пользователи были уверены, что сервис имеет непростую технологию и сложные алгоритмы, на самом деле, за Aardvark стояла команда людей, которые вручную искали ответы на вопросы и отсылали их обратно пользователям.

MVP одной функции (Single-Feature MVP)

Этот MVP следует правилу 80/20 (закон Парето), сосредоточивая внимание на наиболее важных характеристиках вашего продукта.

Хотя определение того, что входит в эту единственную функцию, может быть нечетким, есть несколько хороших примеров, демонстрирующих преимущества этого подхода:

Yahoo! 

Yahoo! начинался как одностраничный сайт со списком ссылок на другие сайты. 

Авиалинии Virgin 

Авиалинии Virgin начинались с одного самолета, курсирующего между двумя городами. Только после тестирования концепции и улучшения предложений, компания Virgin расширила свой парк самолетов.

Foursqure 

Foursquare — это мобильное приложение, позволяющее людям отмечаться в определенных местах, где они побывали и зарабатывать на этом очки. У приложения не было специального дизайна или функционала, это был простой, однофункциональный минимально жизнеспособный продукт.

Экспериментальный MVP (Experimental MVP)

Этот подход MVP использует специфическую ситуацию или разовое событие для проведения эксперимента опытным путем.

Это можно назвать пилотной версией проекта, доказательством осуществимости концепции или облегченной версией консьержа MVP, но я взял на себя смелость назвать это «экспериментальным» MVP, потому что этот MVP обычно представляет собой разовый эксперимент, и его продолжение имеет смысл только при наличие первичных положительных результатов.

Airbnb начинался как эксперимент с матрасом

Airbnb начинался как разовый эксперимент во время большой конференции в Сан-Франциско в 2017 году. Основатели Airbnb  разместили надувной матрас в своей гостиной, фактически превратив арендованную квартиру в дешевый вариант ночлега с завтраком. Этим они хотели проверить, будет ли кто-нибудь заинтересован в такой услуге. К их удивлению, этот эксперимент не только сработал, но и заинтересовал троих гостей, вследствие чего команда продолжила разработку этой идеи.

AppSumo начался как реклама Reddit

AppSumo — это веб-сайт, на котором ежедневно публикуются предложения об онлайн-продажах товаров и онлайн-услуг. Чтобы протестировать предположение о том, что люди готовы приобретать приложения и услуги в виде ограниченных по времени предложений, Ноа Каган разместил объявление на Reddit, рекламирующее специальное предложение для профессиональных лицензий Imgur.com. Это объявление принесло 200 проданный аккаунтов и подтвердило, что его продукт имеет потенциал на рынке.

Случайный MVP (Accidental MVP)

Подходит для тех сценариев, когда второстепенный проект, или решение, принятое в последний момент, приводит к успешному MVP и появлению нового продукта

Существует длинный список подобных продуктов, рассмотрим несколько примеров.

Unsplash появился в момент полного отчаяния

Unsplash появился на свет как второстепенный проект, когда основатели недостаточно успешного продукта Crew решили бесплатно раздать лишние фотографии, которые они сделали во время редизайна своего сайта. Используя тему Tumblr, они запустили Unsplash — побочный проект, который превратился в самостоятельный продукт, собирающий 11 миллионов уникальных посетителей в месяц.

Twitter был разработан как внутренний инструмент для компании Odeo

Изначально Twitter назывался Twttr, и был создан как продукт исключительно для внутреннего использования. Twttr позволял отправлять пользователям короткие сообщения с помощью SMS. Twttr стал настоящим хитом и вызывал сильную зависимость среди сотрудников Odeo, которые стали тратить много денег на текстовые сообщения, что привело к тому, что следующая версия Twttr уже включала в себя веб-интерфейс.

Несмотря на то, что MVP Twitter не хватало некоторых важных функций, и он предназначался исключительно для внутреннего использования, этого было достаточно, чтобы доказать, что продукт может стать успешным.

Slack был создан как игровой чат

Slack был создан как внутренний чат для игры Glitch. Когда игра не стала такой успешной, как ожидалось, многие разработчики покинули компанию. Однако, это привело к созданию одного из самых успешных продуктов за последнее время — корпоративного мессенджера Slack.

Существует отдельный список типов MVP, которые не подпадают под определение «жизнеспособный» или «продукт». Это методы по продвижению продукта до его появления и получения фидбэка от пользователей. Если использовать эти методы правильно, то они могут сэкономить вам время и деньги.

Лэндинг (Landing Page)

Лэндинг — это один из самых быстрых способов протестировать ваш продукт, не прилагая при этом особых усилий.

Вы можете потратить месяцы на разработку продукта, чтобы в конце узнать, что его никто не хочет покупать. Либо вы можете потратить всего 30 минут на разработку лэндинга, который даст вам представление о том, будет ли ваша идея востребована пользователями. 

Одновременно вы можете создать несколько лэндингов, поэкспериментировать с дизайном, наполнением, даже названием вашего будущего продукта, добавить форму регистрации и начать продвигать вашу идею, как если бы вы продвигали реальный продукт.

Множество стартапов тестируют свой продукт, запуская рекламу на соответствующих каналах, например, Facebook, Instagram, Google и пр., перенося при этом часть трафика на страницы лэндинга, призывая этим самым пользователей к действию, например, установить продукт на свой компьютер или зарегистрироваться на сайте. 

Анализ лэндинга, поможет вам понять многое о привлекательности вашего продукта, не говоря уже о том, что таким способом вы можете привлечь пользователей, желающих его попробовать.

Buffer начинался с простого лэндинга, трансформировавшегося в более сложный 

Buffer позволяет вам откладывать ваши посты в социальных медиа, публикуя их позже, согласно разработанному вами расписанию. 

Перед разработкой этого приложения основатель Buffer создал лэндинг с описанием продукта, включив в него всего лишь одну кнопку “призыва к действию” с надписью «Тарифы и цены». Когда пользователь нажимал на эту кнопку, он переходил на страницу с коротким объявлением: «Вы поймали нас, пока мы не были готовы» и просьбой оставить адрес электронной почты пользователя.

Целью этого двухстраничного MVP было проверить, нужно ли пользователям такое приложение и готовы ли они платить за этот продукт. Для этих целей на странице лэндинга было размещено три тарифных плана, из которых пользователи могли выбрать наиболее приемлемый для них. Полученные данные позже показали, что пользователи были заинтересованы в продукте, некоторые даже были готовы платить за него.

Макеты продукта (Product Mockups)

Эта техника может быть выполнена с различными уровнями детализации: каркасное моделирование, макеты, демонстрационные ролики, все, с помощью чего вы можете продемонстрировать, как будет выглядеть ваш будущий продукт.

Идея этого подхода проста: сначала вы продаете, а потом строите.

В продуктах B2B эта техника известна как “фантомный продукт” или vaporware: программное обеспечение, которое существует только на слайдах продукт-менеджера и используется для того, чтобы убедить клиентов купить то, что еще не разработано (и будет разработано только тогда, когда за это заплатят).

В продуктах B2C эта техника включает в себя применение каркасного моделирования и интерактивных макетов, которые используются для получения начальных инвестиций.

Нужно помнить, что на этой стадии ваш продукт — это еще не работающее программное обеспечение, а концепция пользовательского интерфейса высокого уровня, которая используется для презентации продукта инвесторам и потенциальным клиентам.

Чтобы преуспеть в этой стратегии, вам нужно подготовить яркие макеты, которые показывают, что вы и ваша команда можете создать успешный продукт. Этот подход лучше всего работает в том случае, когда у вас уже есть заинтересованные клиенты, которые хотят этот продукт приобрести и доверяют вам и вашей команде.

Краудфандинг MVP (Crowdfunding MVP)

Это особый случай варианта «продать, прежде чем строить».

Вы запускаете краудфандинговую кампанию на Kickstarter или IndieGoGo, и люди платят за ваш продукт еще до его фактического появления.

Таким образом вы не только показываете, что имеете клиентов, желающих приобрести ваш продукт, но и собираете реальные деньги. Единственным недостатком краудфандинга является то, что в случае успешно проведенной кампании, вы обязаны произвести продукт. 

Есть много успешных историй краудфандинга. Такие, как LiveCode и Pebble. Хотя я сомневаюсь, что инвесторы Pebble были рады его внезапной смерти, в результате поглощения Pebble компанией Fitbit.

Объясняющее видео (Explainer Video)
 

Это короткая видеопрезентация, объясняющая, чем важен этот продукт и почему люди должны платить за него. Это видео может быть выполнено в разных стилях, например, в виде демонстрационного ролика.

Демонстрационный ролик Dropbox привлек тысячи зарегистрированных пользователей за несколько дней

При разработке популярного сервиса, каким он известен сейчас, Dropbox поначалу должен был выяснить, заинтересованы ли клиенты в их продукте. Они сделали простое объясняющее видео, демонстрирующее, что из себя будет представлять работа с Dropbox, прежде чем тратить время на разработку самого приложения. Видео собрало сотни тысяч просмотров, что и убедило команду в востребованности продукта.

Резюме (и бонус)

Есть еще два дополнительных типа MVP, которые я не упомянул в статье: MWP и MLP.

  • Minimum Wowable Product (MWP) — минимальный вызывающий восхищение продукт.
  • Minimum Lovable Product (MLP) — минимальный привлекательный продукт.

Несмотря на то, что MWP и MLP набирают обороты, я решил не включать их в свой список, потому что считаю, что они должны быть частью любого MVP, который вы создаете. Независимо от типа вашего MVP, будь то “Волшебник Оз” или лэндинг, это должно быть сделано круто.

Вы работаете с поколением iPhone, люди ожидают невероятного продукта, вау-эффекта, поэтому независимо от того, что происходит за закрытиями дверями вашей компании, сложносочиненного бэкэнда или сервиса, которым вы управляете вручную, ваша задача сделать ваш MVP максимально привлекательным и вызывающим восхищение с первой секунды его использования. Мне кажется, что это довольно хороший итог этой статьи, верно?

Источник: https://www.mobilespoon.net/2019/06/10-shades-of-mvp.html